Борщевская вышивки из коллекции В.Матковськои презентовали в городе Яремче

Небольшую часть своей коллекции 12 июля искусствовед представила в Музее этнографии Карпатского края в городе Яремче.Презентувала коллекцию Вера Матковская - известная на Тернопольщине и за ее пределами пошановувачка вышивка, она уже много лет является собирателем национальной одежды. Сейчас ее коллекция состоит из полутора тысяч женских и мужских вышитых рубашек, запасок, юбок, полушубков, безрукавок ... Все эти изделия народного творчества как бывшие, так и нынешние имеют большую историческую ценность. Собственно в выставочном зале музея была представлена ​​черную борщiвську вышивку.

История черной борщевской рубашки уходит в глубину веков. По легенде, во время татарского нашествия в нескольких Приднестровское селах Борщевского края погибли все мужчины. Тогда жены и девушки в знак траура от невосполнимой утраты поклялись в течение семи поколений носить траур, вышивая рубашки только черной краской ... Поколение, родившееся в начале ХХ века, было последним, связанным этой клятвой.
Черные рубашки, которые издавна вышивали на Борщевщины, были оберегами, украшением, материальной необходимостью и духовной потребностью наших земляков. Черную Борщевский рубашку вышивали на все случаи: к браку, на воскресенье и праздники, насмерть, а также на будни. На ежедневных рубашках - небольшие узоры на рукавах и около шеи. Оригинальными были праздничные вышиванки - рукава полностью зашивали черными нитками. Это напоминало пашню на крестьянском поле. Ее пронизывали красные, зеленые, желтые и фиолетовые крапинки, цветы или орнамент. Иногда использовали для узоров оранжевые и вишневые цвета. Узоры выглядели изломанных линий. Как ни странно, но черное вышивка на рубашке никогда не выглядело печальным, наоборот, - рубашка была нарядной и очень колоритной. Скорее всего, вышивки черным выглядит как уважение матери-земли, ассоциируясь с плодородными подольскими черноземами, с извечной надеждой на урожай, а, следовательно, и на жизнь. В землю бросают золотое зерно, которое впоследствии прорастает тугим колосьями. На наших полях можно увидеть желтые подсолнухи, красные маки, синие васильки, белые ромашки ... Поэтому, когда смотришь на Борщевский черную вышиванку, будто видишь всю эту красоту, что прорастает из земли. Пожалуй, и наши предки, с ранней весны и до поздней осени работали в поле, не могли не проникнуться этим чудом, чтобы зимой затем передать его на холсте.

Какая же она, черная Борщевская рубашка? Узнать ее очень просто: вшита из конопляного полотна, рядом вышитая черной бавною, с уставкой и морщинки на рукаве. В типичных борщевских черных рубашках почти вся поверхность рукава зашита черной бавною - так называли нити (рыхлые, крученую из шерсти, преимущественно черного цвета). И вышивали ними в основном только в селах над Днестром. К началу ХХ века такие нити изготавливали из шерсти овец, а позже их заменили фабричными. Вышивка на рукавах имела три части: уставку, пидуставку (или морщинки) и рукав - до запястья.

Вышивка на вставке была почти полностью черной. Иногда на ней нашивали цветы. Во уставкой вышивали морщинки (ее часто называли еще пидуставкою). Это - верх рукава, который соединялся с уставкой. Морщинки также вышивали черной бавною, но колодкой - своеобразной техникой, которая, к сожалению, потеряна. Морщинци присущий четкий на черном фоне орнамент, вышитый темно-вишневыми нитями, - маленькие букетики цветов или время ромб с «отростками» по углам - старинная праукраинская сварга (свастика), символ солнца, движения жизни. От морщинки к запястью рукав вышивали широкими или узкими косыми полосами черного цвета. Это могли быть растительные орнаменты - из листьев, цветов, веточек ... На груди рубашку вышивали вдоль пазухи двумя широкими черными полосами, как и на плечах. Часто между ними была замечательная сетка ...

По народным представлениям, в рубашку могли перейти свойства характера (лень, сварливость, трудолюбие), физическое состояние (болезнь, здоровье) того человека, который ее носит. И, наоборот, рубашка могла передать желательные и нежелательные приметы, поэтому ее никогда и никому не одалживали. Кроме того, на Борщевщины существовало поверье, что через нательное рубашку можно снять «порчу», приворожить или причинить какое-то зло даже без присутствия самого человека. Пожилые люди вспоминают, что вышивальщицы работу всегда начинали с молитвы. А потом только со светлыми мыслями вышивали, размышляя над судьбой своих детей, над чем-то хорошим и светлым. Никогда не сердились, а не оговаривали, не жаловались. Потому что считали, что негативные мысли перейдут в вышивку, а затем отобразятся на судьбы тех, кому оно предназначалось. Если вышивали свадебный наряд, то пели песни о любви, о хорошей судьбе, если это шились рубашки смерти, то и настроение было соответствующее - вспоминали тех, которые уже отошли от мира сего, пели о далекой молодости, о том, что не вернутся прошлые летом. Старые женщины при вышивании рассказывали былины, которые якобы происходили с ними или их знакомыми.

Справка о коллекционера.

Вера Григорьевна Матковская родилась в восточно-Подольском городке Гайсине Винницкой области в многодетной семье. В детстве семейные праздники или торжественные события коллекционер вместе со своей сестрой надевали вышитые мамой рубашки. Как семейную реликвию хранит семья Матковских вышитую безрукавку ( «горсетик»), который мама приобрела еще в 1950-х годах, отдыхая в Моршине.

Окончив среднюю школу, Вера поступила в Киевский технологический институт. Вспоминает, что тогда, в 1970-х годах, среди молодежи достаточно модно было носить какие-то элементы народной одежды: рубашки, безрукавки к джинсам или юбок. Она сама в такой одежде ходила на лекции, в театр. Особенно "Франт" были те, кто имел вещи из «бабушкиного сундука», но таких было очень мало. В основном надевали современные вышитые блузки или рубашки.

После окончания института Вера с мужем Анатолием (тоже подолянин из Каменец-Подольского) получили направление в Тернопольскую область. По приезде молодожены попали на местный художественный фестиваль "Золотая осень" в Борщове и, по словам Веры, "ахнули": такого чуда им еще не приходилось видеть. Самодеятельные художественные коллективы красовались в традиционных костюмах: что ни деревня - свои рубашки, будто одинаковые, но такие разные! Вера сама вышивала, потому что еще мама приучила ее с сестрой к этому, но Тернопольщины очаровало ее. "Вот тогда все и началось", - говорит она, когда ее спрашивают, как стала коллекционером. Хотя не соглашается применять это определение к себе: "Ну какой я коллекционер. Это мое настроение, желание, моя любовь, это мой мир ...".
Конечно, коллекция Веры Матковской возникла не сразу. Сначала, захвачена узорами на старых женских рубашках, она отшила себе блузку. Однако, увидев бесконечное разнообразие узоров и техник на старых рубашках, поняла, что лучшего не создаст, а вот шедевры женского рукоделия, которые исчезают, нужно обязательно найти и сохранить. Интересы было подчинено, прежде всего, финансовым возможностям семьи: на жизненном поприще бывает всякое, переживала семья и трудные времена.

Много лет отказывала себе в любых женских капризах и радостях ради коллекционирования. Не всегда это понимали знакомые и друзья. Поэтому Вера очень благодарна своему мужу за то, что всегда разделял и поддерживал ее захвата. Формирование коллекции было бы невозможным без его моральной - и материальной поддержки. Доченьки также с уважением относятся к маминой дела. Как когда-то Верины родители без менторства и принуждения привили своим детям любовь к родному народу и Украине, так и супруги Матковских своим жизненным примером воспитали достойных своей Родины дочерей. Людмила и Юля современные девушки, которые придерживаются новейших тенденций в моде, однако не стесняются одевать национальную одежду и разговаривать на родном языке не только в Киеве, где они сейчас живут, но и в других столицах мира, куда их звало обучения или проводили служебные дела. Более того, им удалось "заразить" своих ультрамодных друзей, которые также уже дефилируют в вышиванках с джинсами.

В последние годы Вера Матковская активно работает на ниве восстановления вышивального промысла на Борщевщины. Она привлекает к труду женщин с Надднестрянский сел, давая им заказ отшивать древние узоры на современные мужские рубашки или женские блузы, которые потом раздаривает своим друзьям и знакомым.
Много энергии, вдохновения и любви к народному искусству вкладывает собирательница в популяризацию и развитие местных традиций вышивки. Ее рубашки бесплатно используют в концертах артисты Тернопольской филармонии, в частности, вокальное трио "Соловьи Галичины", филармонический хор. А из Тернополя не будут любовался во время концертов роскошными вышивками учеников хоровой школы "Зоринка"! Благодаря художникам оригинальные памятники с Борщевщины, а не сценические эрзацы видят во всех уголках Украины и за рубежом. Собственно в этом преимущество частной коллекции, таким образом может служить людям. Рубашками из коллекции так же бесплатно пользуются студенты и самодеятельные коллективы - участники народных вертепов Тернополя и Борщева.

Двери ее квартиры открыты для исследователей украинского традиционного искусства, художников, мастеров народной вышивки, музейных работников. Коллекцию осматривали Петр Гончар и Нина Матвиенко, после чего у Веры сложились искренние дружеские отношения с прославленной певицей. Рубашки из коллекции сейчас есть в гардеробе оперной примы Марии Стефюк, у артистов известного львовского дуэта "Бандурин разговор". В 2006 году вокальное трио Тернопольской филармонии "Соловьи Галичины" выступало в Мариинском дворце на дипломатической встречи с участием Президента Украины Виктора Ющенко. Артистки, как всегда, были одеты в роскошные Борщевская вышиванки с Вериных коллекции. В конце вечера Виктор Андреевич с женой подошли к девушкам. Президент, взглянув на вышитых разнообразие цветов на холсте, сказал: "Катя, такой рубашки ты не имеешь ...". Первая леди поинтересовалась у тернополянок, откуда такое изысканное платье. А через некоторое время Екатерина Ющенко на очередной официальной встречи была одета в платье, сшитое и украшенное по мотивам традиционных борщевских рубашек. На такую ​​модель платья жену Президента вдохновили рубашки из сборника Веры Матковской.

По-разному попадают рубашки в коллекцию. Начинала покупать на базарах. Отдельные экземпляры - подарки друзей и знакомых. Иногда собирательница выезжает в своеобразные мини-экспедиции, чтобы приобрести какой-то интересный экземпляр рубашки (отметим, что не всегда хорошо сохранившийся). И тогда приходится стирать, и чистить, и реконструировать утраченные фрагменты вышивки. Она наслаждается прикосновением к живому прошлого; через домотканое полотно, ручнопрядени нити, множества стежков, которыми можно было бы накрыть всю планету, чувствует тепло женских рук, которые создали такую ​​красоту. Каждая рубашка (их уже несколько сотен) имеет свою историю, собранную и сохраненную для потомков усилиями Веры Матковской. Без ее рвение, целеустремленности, личных материальных затрат много рубашек просто бы погибли для грядущих поколений.

Заветная мечта собирательницы - создать Музей-студию или художественную галерею, где действовали бы выставочный зал, мастерская для всех желающих овладеть традиционными приемами искусства вышивки, был открыт прокат рубашек и других компонентов традиционного Подольского наряды для молодоженов, которые хотели бы стать на свадебный рушник в особой Украинский национальной ноши. Ведь большинство рубашек в коллекции - свадебные и добра энергетика предков к счастью, на долю передастся молодоженам.

Всеволод Кисилевский,

West-info.if.ua


«Вернуться на предыдущую страницу Какая же она, черная Борщевская рубашка?